Мастерская памятников и фотокерамики "Белокаменное литьё"

  • Широкий выбор памятников, плит мощения, лавочек, столиков, изготовленных по уникальной технологии белокаменного литья
  • Естественный срок разрушения - 25 лет, как в среднем у памятников из различных по зернистости и составу минералов, собирательно именуемых в народе "гранит"
  • Белокаменные памятники легче гранитных, поэтому памятники не проседают, не перекашиваются и не теряют вид ещё до разрушения памятника
  • Быстро - изготовление фотокерамики и установка памятника от 2 дней
  • Собственное производство фотокерамики - от овалов металлокерамики 13х18 см до полноцветных портретов из керамогранита 60х40 см
  • Бесплатная доставка по Ставрополю, Михайловску, Надежде и Дёмино. Также осуществляем доставку по краю, уточняйте стоимость у оператора.
Наша мастерская занимается производством и установкой памятников, изготовленных по уникальной технологии белокаменного литья. Белокаменное литьё является одной из разновидностей технологий архитектурного бетона. Ознакомиться с ассортиментом можно на странице "Памятники", почитать подробнее о технологии - на странице"Технология".
Качественные ингредиенты и отлаженная технология позволяют создавать памятники, наследующие дух древнего белокаменного зодчества. Подробнее о роли белого цвета в нашей культуре можно почитать в нашем блоге.

Сроки

Все представленные на сайте памятники есть в наличии.
У нас собственное производство фотокерамики по технологии цифровой деколи. Это обеспечивает долговечность и стойкость цвета, а также оперативность изготовления (от 2 дней).
Поэтому вам не нужно ждать две недели, пока придёт фотокерамика из другого региона, или записываться на месяц вперёд.
Мы работаем без праздников и выходных, можем поставить памятник в любое удобное Вам время. Для получения справки и уточнения подробностей свяжитесь с нами по одному из контактов.

Доставка

Мы осуществляем доставку по всему Ставропольскому краю.
Доставка по Ставрополю, Михайловску, Надежде, Дёмино, Татарке, Холодногорскому, Цимлянскому, Сенгилеевскому и другим населенным пунктам в радиусе 50 километров от Ставрополя осуществляется бесплатно. В зависимости от расстояния и суммы заказа возможна бесплатная доставка и в другие населенные пункты. Для уточнения стоимости доставки свяжитесь с нами по одному из контактов.

Технология

Если исключить дорогостоящие мемориальные комплексы, бюсты, статуи, абстрактные композиции, то на могилах у нас приняты стела (или крест) и цветник, поставленные на лаги (опорные бруски). Между лагами и цветником могут лежать плиты мощения. Стела может быть установлена непосредственно в самом цветнике или на отдельном постаменте. На стеле закрепляются изображение и/или табличка.
Вот, собственно, и все элементы, сочетание которых образует несколько тысяч вариантов комплекта того или иного памятника.
Рассмотрим каждый элемент подробнее.

Лаги

Лаги – это залегающие в земле железобетонные балки, составляющие фундамент, на который опираются цветники, постаменты и плиты мощения.
Интересуясь вопросом ценообразования, я спросил в одной известной фирме, входят ли лаги в стоимость их памятников. Меня, как человека, тридцать лет связанного со строительством, ответ очень удивил. Оказалось, они вообще не рассматривают лаги как элемент памятника, считая их чем-то побочным, не имеющим значения. Мне предложили в качестве лагов купить на металлобазе два обрезка трубы.
Для тех, кто выступает в данной сфере как специалист, такая позиция весьма странна. Ведь большая часть памятников разрушается, в первую очередь, из-за отсутствия устойчивого фундамента. Неравномерное проседание приводит к деформации, трещинам, наклону памятника или даже падению. И причина не только в том, что чёрный металл в земле съедает коррозия.
Обрезок трубы надёжным фундаментом быть не может. Его обтекаемая поверхность, почти не встречая сопротивления земли, легко погружается вместе с памятником. Причём из-за неравномерной плотности грунта над захоронениями погружается с перекосами. Предотвратить это может лишь сопротивление нижней плоскости фундамента, называемой в строительстве «подошвой».
Для долговечности памятника, фундамент должен, как минимум:
  • иметь достаточно широкую поперечную опору («подошву»), препятствующую погружению памятника;
  • продольную опору (длину), выходящую за границами захоронения, чтобы на памятник не влияла неравномерность проседания грунта;
  • должен изготавливаться из материала, имеющего защиту от коррозии;
  • быть достаточно долговечным, чтобы пережить надземную часть памятника.
Таким требованиям отвечают качественные железобетонные лаги, изготовленные методом вибролитья с применением пластификаторов. Они должны иметь не только заданную прочность, но и пониженную водопроницаемость. Если мастерские не располагают возможностью изготовить добротный фундамент памятника, подойдёт и металл. Например, широкие швеллера, густо покрытые от коррозии битумом. Но это увеличит цену на несколько тысяч рублей.
Следует пояснить последний пункт о том, что фундамент должен «пережить» памятник.
Ведь фундамент играет в надгробии ту же роль, что и в здании: строение не может стоять дольше, чем фундамент. Разрушение фундамента ведёт к разрушению здания. С другой стороны, на старом фундаменте иногда строят новые дома.
Можно продать построенный «под ключ» элитный дом с самой дорогой отделкой, керамикой и сантехникой. Но если было сэкономлено на невидимой, подземной части строения, на фундаменте, то вся эта изящная, дорогая надземная часть с годами окажется бесполезной из-за трещин, проседания и влаги, которой стены напитаются от земли.
Любой видит это на примере дорог, где основная смета выделяется не на верхнюю косметическую корочку асфальта, а на грандиозные работы ниже поверхности – на многослойный «пирог» в «земляном коробе». Именно этот невидимый фундамент дороги обеспечивает функционирование полотна столь же долго, как, скажем, дорожной сети в окрестностях Берлина, построенной ещё в нацистской Германии. (Не говоря уже о некоторых древнеримских дорогах.)
В смете дома соотношение фундамента и надземной части в среднем составляет около 20 %. Этот показатель применим и к памятникам.
Наши железобетонные лаги-ригели обычно не заметны под надгробием (их видит лишь тот, кто устанавливает цветник и стелу своими руками). Стоимость этих ригелей включена в цену памятника. Вопросы, возникающие при установке лагов, следующие.
Возможность хоронить родственников рядом – привилегия просторных сельских погостов. Городские кладбища часто нас сегодня этого лишают. Если и есть в их старой части свободное место, то оно, как правило, минимально по площади.
Решив поставить на такой участок памятник, нужно выяснить, поместятся ли лаги наших размеров.
Для самого простого, базового варианта (стела в открытом или закрытом цветнике) лаги у нас 130 см. Это несколько длиннее, чем у других мастерских и длиннее тех, которые обычно ставили в старину. Делается это, как объяснялось выше, чтобы предотвратить распространённую проблему – проседание памятника.
Под две большие плиты мощения ставятся три лага длинной по 150 см. Под тройные плиты мощения (две смежных могилы, объединённых в одном комплексе) – кладутся тоже три лага, но по 200 см.
Если эти фундаменты для отведенного места велики, мы можем изготовить их немного короче. Нужно лишь предоставить требуемые размеры заранее: железобетон фундамента служит максимально долго, если между его отливкой и установкой он выдержан в требуемом температурно-влажностном режиме отведённое время для набора прочности.

Цветники

Поскольку стелы имеют разную высоту (размеры указаны в следующей главе), то, соблюдая оптимальные пропорции памятника (соотношение его вертикальной и горизонтальной частей), мы делаем цветники, которые можно условно назвать малым (100 см), средним (110 см) и большим (120 см).
Если у заказчика нет особых пожеланий, мы обычно ставим малый цветник под низкие стелы, а большой – под высокие. Средний цветник подходит для всех вариантов. Малый цветник не очень хорошо смотрится с высокой стелой, как и большой цветник – с низкой стелой.
Бывают случаи, когда для контраста соседних захоронений взрослого и ребенка можно поставить рядом малый (100 см) и большой (120 см) цветники.
Кроме различий в длине и форме, мы изготавливаем также цветники с выемкой (в которую устанавливается стела) и цветники без выемки. Последний случай – для комплектации памятников на отдельном постаменте, когда стела закрепляется в него, а не в цветник (например, для двойных надгробий с двумя или тремя цветниками, но одной общей стелой между ними).
Универсальные памятники (они как раз на отдельных постаментах) под крупные керамогранитные изображения (30х40 и 40х60) имеют трапецевидный цветник без выемки. Он расширен по направлению к стеле, что тоже связано с художественными пропорциями и перспективой.
Длина закрытых цветников сохраняет оптимальную длину в 110 см. Они наиболее уместны, если нет возможности ухаживать за землей, или там, где культурные растения выгорают на солнцепеке, вытесняются сорняками. Есть три варианта закрытых цветников: один с выемкой (стела устанавливается непосредственно в него), два – без выемки (для стелы на отдельном постаменте в сочетании с одним, двумя и тремя цветниками).
Все варианты закрытых цветников имеют также различные барельефные надписи и изображения.
В тесноте городских кладбищ могилу иногда располагают перпендикулярно старым захоронениям. Благодаря поперечному цветнику, у которого выемка сбоку, можно установить стелу параллельно остальным памятникам. Ставят его также для двойных памятников, где один цветник объединяет захоронения двух родственников.
Из этих десяти цветников можно выбрать любой для каждого конкретного случая. Цена памятников с открытыми цветниками одинаковая, закрытые цветники на 1 000 рублей дороже.

Стелы

Стела является основным, центральным элементом памятника и представляет собой вертикальную плиту, конусообразную колонну или столб (слово возникло от греческого stele – столб) с надписями или изображениями.
Стелы начали устанавливать в качестве погребального или памятного знака с незапамятных времён. Сохранились стелы Древнего Египта, Месопотамии и более ранних цивилизаций и культур. Изготовление таких знаков и надгробий считалось почётным делом, приравненным к архитектурному зодчеству и ритуальным действиям.
Современные стелы, благодаря разнообразию конструкций, имеют множество форм и вариантов установки.
Отличие нашей технологии в том, что стелы в своей нижней части заканчиваются характерной деталью – «ножкой». Этот армированный выступающий под стелой элемент универсален для всех наших стел. Точно так же, как универсальны «выемки» всех цветников и постаментов, куда вставляется ножка для крепления стелы.
Ножка и выемка в совокупности образуют так называемый «замок». Выемка, на ¾ её глубины, заполняется густым, прочным раствором, состоящим из мытого, крупнозернистого песка, белого цемента и пластификатора. Затем в него погружается ножка стелы, связывая цветник (или постамент) и стелу в единую конструкцию.

Плиты мощения

Существует несколько способов улучшить вид и долговечность памятника, облегчить уход за ним.
Землю вокруг цветника можно замостить тротуарной плиткой. Плюсы: доступно и недорого. Минусы: под плиткой обязательны уплотненные слои камня, щебня, песка. Профессионалы утрамбовывают их специальной техникой, которая в быту не встречается. Поэтому экономия оборачивается «волнами», трещинами, проседанием плитки, которые год от года усиливаются.
Иногда делают прочное, армированное бетонное основание, и на него кладут кафельную или керамогранитную плитку. Но любой плиточный клей рассчитан на предельное количество циклов «замораживание/оттаивание». Эта характеристика указана на его упаковке.
Существуют морозостойкие варианты плиточного клея с современными модифицирующими добавками. Такой клей гарантированно выдерживает, например, до 100 циклов замораживания/оттаивания. Это означает, что в климатических условиях, где цикл замораживания начинается с наступлением зимы и заканчивается весной, производитель гарантирует сохранение клеем своих свойств в течение ста лет.
Если зимой происходит одна оттепель, то этот срок службы сокращается вдвое. Там, где оттепели – типичная картина зимы (ночью лужи замерзли, днём растаяли, закапало с крыш), как у нас на Кавказе, то весь ресурс клея может быть исчерпан за три-четыре года.
Когда мы видим отвалившуюся от фасада зданий, площадок или наружных ступенек плитку, это говорит о том, что внутренняя и наружная (как на кладбище) плиточная облицовка – это две большие разницы.
Ещё один способ – обсыпать площадку вокруг памятника щебнем. Плюс: простота, невысокие затраты. Под щебень обычно кладут гидроизолирующий материал (например, рубероид). Минус: семена сорняков во влажном щебне (как и в отсеве, песке) все равно прорастают, подложка разрушается.
Предлагаемый нами вариант – плиты мощения. Мы изготавливаем три вида армированных монолитных плит толщиной 5 см, которые условно можно называть «большими», «средними» и «малыми».
Особенность монтажа в том, что плиты мощения устанавливаются не на землю, не на многослойный «пирог», как в случае с тротуарной плиткой, и не на плиточный клей. Наши плиты мощения укладываются на фундамент из лагов-ригелей. Плиты находятся на некотором возвышении над землёй и не требуют обрамления бордюрным камнем.
Малая плита имеет размер 110х75 см. Четыре плиты кладутся на два лага по 150 см, образуя площадь 220х150 см. Стыкуя плиты в длину и ширину можно быстро покрыть ими любую поверхность.
Малые плиты используются в двух вариантах. Во-первых, ими мостят площадь вокруг памятника (или памятников), решив, таким образом, проблемы нежелательной растительности.
Во-вторых, ими можно занять ничейное или спорное место на кладбище. Когда нет огороженных участков для семейных захоронений, по мере старения кладбищ происходит их неизбежное уплотнение. В этой ситуации возникает вопрос свободных/спорных участков, между старыми могилами.
Если такой участок рядом с надгробием накрыть плитами мощения для будущих погребений родственников, то место никто не займёт; плиты с лагами под ними можно в будущем очень быстро демонтировать для нового погребения, переложить их в иной конфигурации или на другое место.
Средняя одиночная плита мощения 150х90 см имеет прямоугольный вырез в центре, куда ставится цветник и стела.
Большие плиты изготовлены в двух вариантах: плита с одним вырезом и плита с двумя вырезами. В различных сочетаниях они образуют составную конструкцию. Если совместить две плиты с одним вырезом, получается единая площадка под цветник и стелу (как в случае со средней плитой, но большего размера). Три плиты (две крайних с одним вырезом и одна промежуточная с двумя вырезами) мостят двойной памятник с двумя цветниками.
При одинаковой длине больших плит (180 см) они имеют разную ширину: с одним вырезом - 60 см, с двумя – 70 см. Чередуя расположение плит, можно всплошную замостить ими любое количество захоронений, расположенных в один ряд.
Монолитные армированные плиты столь же долговечны, как и остальные элементы памятника. С надгробиями они образуют единый по цвету, пропорциям и форме комплекс, укрепляют и защищают памятник от разрушения и нежелательной растительности.

Фотографии и таблички

Вертикальные овальные ниши для изображений имеют на наших стелах стандартный размер 13х18 см. В них можно поместить фотографию человека вместе с информацией о нем (большинство делает именно так). На некоторых стелах можно укрепить два изделия фотокерамики – отдельно фотографию, отдельно – табличку с данными. Если обновляется старое захоронение, где нет фотографии усопшего, в овал обычно вписывается то, что о нём известно.
Заказчик выбирает не только цвет, орнамент, шрифт, фон фотографий и надписей, но и одну из двух технологий ритуального фото: металлокерамику или керамогранит. Они различаются ценой, внешним видом, долговечностью, характером креплений. Крупные изображения (30х40 см и 40х60 см) – только керамогранитные.
В любом случае, четкость изображения зависит от качества исходного фото. Если оригинал старый, маленький и/или это групповой снимок, то потребуется ретушь, иногда – более сложная реставрация, которую, по согласованию с клиентом, выполнит наш специалист. С такой фотографии большое чёткое изображение на керамограните может не получиться.
Металлокерамика – менее дорогая технология. Металлическая заготовка с ребрами жесткости и отверстиями для крепления дважды покрывается эмалью и грунтовкой, дважды обжигается в муфельной печи (разогрев до 1 000 градусов и выше.) Затем на белоснежную гладь эмали стойкими к выцветанию керамическими красками методом инновационной итальянской технологии цифровой деколи наносится портрет. Ещё одно обжигание в печи – и изделие готово.
Керамогранит — это синтетический материал (тоже искусственный камень), полученный методом прессования порошка с последующим высокотемпературным обжигом. Благодаря высокому давлению прессования, многоступенчатой длительной термообработке получают прочный, долговечный материал. А метод цифровой деколи при печати позволяет получать выразительные, стойкие тона, которые невозможно достичь на крупных полноцветных портретах иными способами.
Разница металлокерамики и керамогранита – в цене и долговечности. Керамогранит вдвое дороже и вдвое долговечнее. Указывают, например, минимальные сроки сохранения качества изображения для первого варианта 25 лет, для второго – 50 лет.
Впрочем, достоверно подтвердить или опровергнуть это сложно. На старых кладбищах есть хорошо сохранившаяся полувековая простая металлокерамика. Может быть, её краски за прошедшие полвека выцвели, а, может, при тогдашней технологии, они изначально такими и были. С другой стороны, говорят, «керамогранит – лучшая технология ХХI века», т.е. проверка гарантии ещё впереди. Однако высокая прочность, яркость красок, богатство оттенков портрета, перенесённого на керамогранит с качественного фото, очевидны.
Замена металлокерамики – дело двух минут: выкрутить и вкрутить два нержавеющих самореза. У металла высокий температурный коэффициент линейного расширения, поэтому приклеенная металлокерамика со временем обязательно отслоится. Её следует крепить на саморезах, чтобы за счет люфта пластина свободно расширялась и сужалась.
Крепление керамогранита (изначально или вместо металлокерамики) – дело более сложное и ответственное. Керамогранит вклеивают в сделанные в памятниках ниши. Если в керамограните высверлить отверстие, то через поры внутрь проникнет влага, разрушающая структуру материала.
Ознакомиться с размерами, рамками и стоимостью фотокерамики можно на соответствующей странице.