Гранит сам по себе подлежит полной реабилитации: в социальных проблемах он никак не виноват. Это хороший материал.
Когда мы собирались делать памятники, первым делом карьерная машина доставила для нашей мастерской за 250 километров более 40 тонн гранитного щебня. Этот измельчённый до требуемой фракции гранит составляет основной компонент наших отливок.
Плита из цельного гранита, возможно, прочнее и долговечнее. (Опять же, смотря какой гранит с каким бетоном сравнивать.) Но плита грубее, из неё не создать белокаменный пластичный образ с ликами, тонкими изящными надписями и художественным рельефом. Такие возможности даёт лишь гранит, предварительно измельчённый в щебень.
Что касается вопроса о том, сколько лет могут простоять наши памятники, ответим честно – не знаем. Лабораторным путём это определить невозможно. Тут нужно исходить либо из практических результатов, либо из аналогии.
Те, кто более десяти лет назад начали лить памятники по технологии, близкой к нашей, никаких признаков разрушения на своих изделиях пока не обнаружили. Они рассчитывают, что такие памятники, по крайней мере, одно-два поколения простоят.
Если же исходить из параллели с малыми архитектурными формами, сделанными по данной технологии в сфере домостроительства (лестницы, скамьи, пандусы, орнаменты и пр.), говорят, что эти отливки столь же долговечны, как и сам дом, частью которого они являются. То есть речь идёт о нескольких поколениях.
Лаги (фундаменты памятников) мы льём по тому же процессу, из тех же материалов, включая гранитный щебень. Единственное отличие – белый цемент заменён в них на серый, российский. Железобетон данного фундамента имеет довольно высокую марку, а сечение лаг рассчитано на нагрузку, многократно превышающую вес памятника. В земле, где перепады температуры и влажности менее контрастны, эти лаги будут служить надёжным основанием для памятника очень долго.
Если потомки (вопрос морального, воспитательного характера), прилагая усилия к увековечиванию памяти предков, пожелают обновить надгробие, то установить новый памятник на устоявшийся, набравший прочность железобетонный фундамент, им будет значительно быстрее и проще. (Если вдруг окажется, что принцип «фундамент должен пережить здание» применим и к памятникам).