Назад к списку

Каким должен быть памятник?

Смерть близкого человека и его погребение – в какой бы стране и религиозной традиции оно не совершалось – это всегда, везде и для всех было, есть и будет безмерным горем и непостижимым таинством человеческого бытия.

Но проходит время, и понимаешь, что жизнь не может всецело состоять из скорби. Как не может она состоять из одних радостей и наслаждений, как бы кто к этому ни стремился. Время всё возвращает на круги своя: жизнь, как водный поток, продолжает движение днём и ночью, зимой и летом, в радости и горе, примиряя нас с неизбежностью земного бытия, рождения и смерти.

По прошествии года, когда ставят памятник, человек, как правило, испытывает чувства светлой памяти, благодарности к ушедшему. Пережитые страдания делают нас более зрелыми и мудрыми. Мы начинаем больше ценить окружающих, и ту нить, которая нас связывает с близкими, кто ещё живет на земле или под ней покоится.

В этой ситуации неизбежно возникает вопрос, в каких формах увековечить память об ушедших?


Служитель церкви ответит однозначно: лучше всего – православный крест, и это вполне понятно. Люди же, к религии более нейтральные, или те, кто чтит в усопшем, в первую очередь, его добрые дела в профессиональной сфере, нередко выбирают общие символы скорби: цветок, свечу и пр. Что тоже вполне понятно.

Насколько памятник должен выделяться оригинальностью, величиной? Говорят, чересчур броские формы – проявление тщеславия. Так считает большинство наших соотечественников (в том числе, автор этих строк). Большинство, но не все.

В 90-х некоторые внезапно разбогатевшие люди начали устанавливать у нас мемориальные комплексы, по пышности оформления сопоставимые, а то и превосходящие погребения великих исторических личностей, поэтов, писателей¸ полководцев, братские могилы и памятные места, связанные со славными битвами. Единственное отличие – на мемориалах олигархов нет вечного огня. По крайней мере, пока нет.

Иное дело старые, закрытые для погребения кладбища. На них обрели покой те, кто создавал родной город, великую страну, ее науку, культуру, искусство, образование, павшие и выжившие герои всех войн. Примечательно, что коренные жители, обновляя на таких кладбищах надгробия близких, проявляют чувства вкуса и меры. Это и есть отличие внутреннего достоинства от тщеславия.

Нашей культуре чужды и пышные католические семейные склепы, и восточные мавзолеи, и штампованные, типовые обелиски вышеописанных «цивилизованных» кладбищ. Что же для нас во все века считалось уместным?

Прощаясь с близким, видишь лицо покойного и вложенный в его руки образок, иконку, которую убирают перед погребением. Это сочетание перенесено на некоторые наши стелы.

Есть просто православный крест в нескольких вариантах.

Можно выбрать более светский, нейтральный тип стелы с цветком, свечой, книгой.

Пейзажи родной природы, родной земли – символ единения с поколениями предков.

Предусмотрены двойные памятники с одной общей или с двумя стелами, одним или двумя цветниками.

Стелы-близнецы – это стелы, у которых есть зеркальный двойник. Они могут устанавливаться и отдельно, и в качестве общего мемориала.

Отразить на стеле неповторимые черты ушедшего человека в оттенках глаз, прядях волос и мельчайших деталях помогут памятники с большими полноцветными фотопортретами на керамограните. Эти стелы универсальны – они подходят для одиночных, двойных, тройных мемориалов с одним общим или раздельными цветниками.