Назад к списку

Русь белокаменная

Мы выбрали технологию сочетания измельчённого гранита и белого цемента по двум причинам. Выше упоминалось, что литьё позволяет воспроизводить сложные пластичные контуры. Русской традиции не свойственны острые грани, резкие перепады, ломаные линии католицизма. Нам ближе плавные, округлые очертания, мягкая пластика куполообразных сфер, глубокий рельеф, которые в наибольшей степени достигаются методом вибролитья.

Во-вторых, нас привлекла достаточно высокая степень белизны. Белый цвет – исконно русский символ чистоты. (Как, например, зеленый – в памятниках и флагах мусульманских стран.) Такими нас издревле воспринимали чужестранцы, описывая «белокаменную Москву», «белокаменные церкви», «белокаменную Русь».

Народная былина «Садко» восхищается «палатами белокаменными», «Сказание о граде Китеже» – «царством светозарным». В народных преданиях контраст белого и чёрного всегда выражал борьбу добра и зла. А. С. Пушкин впитал это ещё в детстве от Арины Родионовны: отсюда – Белый Лебедь и Черный Коршун в «Сказке о царе Салтане».

Для историков до сих пор большая загадка, почему в ХII веке Юрий Долгорукий и его сыновья начали белокаменное строительство на Владимиро-Суздальской земле, эстафету которого переняла и продолжила до середины ХV века Москва.

До ХII века все храмы на Руси делали из кирпича (плинфы). Кирпич был многократно дешевле белого камня. Строительная техника из кирпича проще. Храмы из кирпича можно строить и быстрее, и более крупного размера.

Но Древняя Русь начала возводить белокаменные святилища в период, менее всего к тому располагавший. В те времена выплачивалась немалая дань монголо-татарам, истощавшая казну, а белый камень обходился в десятки раз дороже кирпича из-за сложной добычи, транспортировки и обработки. Вдобавок белокаменная кладка весьма непрактична: морозы и влага разрушают её быстрее, чем кирпичную. И не смотря на все это, белокаменное строительство продолжалось более трех веков. Почему?

Говорят, мягкий белый камень словно светится изнутри. Солнце, ветры, осадки, мороз меняют его структуру, разрушая каждый камень по-разному. Один становится шершавым, другой – гладким, некоторые за девять веков посерели от печного дыма и пожаров. Но это старение, возможно, ещё больше подчеркивает задуманную древними князьями аналогию с архитектурой Святой Земли – древним с бело-золотым, желтоватым храмом Соломона, белыми одеждами праведников.

Некоторые исследователи считают, что белокаменные храмы, издали приметные на нашей равнине, при татаро-монгольском иге скрепляли народное сознание, как зримый атрибут государственности, своего рода гимн, звучащий в камне, который «слышало» несколько поколений русских людей. Они пережили века орды, не растеряв традиций и накопив силы для своего освобождения.

Так или иначе, но, подобно древним светозарным храмам, для увековечения памяти о предках мы выбрали белокаменные постаменты, к которым можно прийти, чтобы почувствовать связь времен, свои корни на этой земле, набраться силы, терпения и веры.