Назад к списку

Технология и природа

На внешний вид памятника влияет технология, она отражается на монтаже, цене, долговечности.

Каждой технологии создания противостоит природная «технология» разрушения памятника. На неё работают суточные колебания температур, осадки, мороз, жара, ветер, солнце. С этой позиции кладбища, помимо своего основного назначения, являются своего рода музеями мемориальных технологий.

Покрытые мхом каменные кресты, даже наклонённые, выглядят величаво. Правда, уже не знаешь, кто под ними погребён. Кованым крестам тлен времени, казалось бы, тоже не страшен. С середины прошлого века на погостах появились клепаные и сварные конструкции из металлопроката, черно-белая металлокерамика. Новые кладбища – это в основном тёмные плиты с гравировкой.

Разрушается всё. Вопрос лишь в характере разрушений. Отслаиваются песчинки с античных каменных скульптур. Но если у монумента глубокий рельеф, разрушение растягивается надолго. Памятники прежних кладбищ стареют в согласии с природой: проседают, обрастают мхом, понемногу растрескиваются.

С сегодняшних монументов первые атмосферные осадки смывают зеркальный блеск. Потом рука времени стирает косметику глянца и цвета. Хотя для контраста надписей и изображений современные плиты обычно делают черными (на крупнозернистом, светлом или ярком фоне гравировка теряется), всё же – в отличие от скульптур, высеченных зубилом, – поверхностная компьютерная гравировка с годами обезличивается, обращённые к югу плоскости выцветают.

Сегодня, говоря о памятнике «из мрамора», «из гранита», также подразумевают искусственный гранит (полимергранит) и искусственный (литьевой) мрамор, для производства которых минеральные компоненты смешивают с клейкой пластичной массой, загустителями, красителями, заливают в формы и получают соответствующие плиты.

Но есть другая современная технология. Это декоративный (архитектурный) бетон. Бетонным сооружениям в Месопотамии более четырёх тысяч лет. Древнеримский Пантеон в два раза «моложе»: его бетонному куполу (причем, неармированному) около двух тысяч лет.

Бетонщики древнего мира унесли секреты с собой. Второму рождению в сфере малых архитектурных форм этот искусственный камень обязан современным открытиям и материалам.


Под открытым небом, на сырой земле, обычный цементно-песчанный строительный бетон страдает от так называемого капиллярного подсоса, т.е. водопоглощения, водопроницаемости. Чередования увлажнения и высыхания, замораживания и размораживания разрушали его быстрее, чем, например, гранит. Но сегодня вопрос стоит иначе: смотря какой гранит и смотря какой бетон сравнивать.

Специальный декоративный архитектурный бетон нового поколения имеет особый состав и свойства. И дело не только в том, что для его производства мы используем высококачественный импортный цемент, ряд композиционных вяжущих и минеральных компонентов, специфическое сочетание калиброванных гранитных наполнителей и особые разновидности очищенного песка.

Главная задача, как и у древних бетонщиков, состояла в том, чтобы, используя качественные природные ингредиенты, за счет синергии повысить прочность и долговечность литого камня. И вот, в ХХI веке, появилось новое поколение добавок. Учёные называют их гиперпластификаторами на основе модифицированного поликарбоксильного эфира.

В Японии – ведущей стране по производству бетона – за прошедшее десятилетие это открытие привело к революционным изменениям в строительстве, в том числе – в сфере малых архитектурных форм, куда можно отнести и памятники.

Оптимальное сочетание отборных ингредиентов, использование суперпластификаторов, а также метода вибролитья существенно повысило прочность и морозостойкость материала, снизило его капиллярную пористость.

Ещё один плюс – белизна. Долговечность тёмного камня (натурального или искусственного) сокращают перепады температуры: солнечные лучи максимально разогревают темную поверхность, а ночь охлаждает. Применительно к светлым тонам эти амплитуда минимальна.

Но главное отличие нашей технологии в другом.